Психология – вещь тонкая, и знать некоторые ее аспекты стоит каждому человеку. Это полезно не только для общего развития, но и пригодится для решения некоторых жизненных задач. Ознакомившись с теорией и некоторыми эффектами из психологии, вы станете лучше понимать себя и окружающих.
Парадокс Буриданова осла
Согласно учению Жана Буридана (франц. философ 14 века), действия человека продиктованы его разумом. Если разум воспринимает существующее благо в качестве совершенного, то воля направляется к этому благу. Если разум признает одно благо низшим, а другое – высшим, то разум выберет последнее. В случае, если разум оба блага понимает, как равноценное, то не выбирает ни одно из них. Для иллюстрации этого учения философ приводил осла, который стоял около двух одинаковых кучек сена и не мог выбрать ни одну из них. Поэтому Буридановым ослом нарекают человека, который колеблется между двух равноценных желаний.
А вот немецкий психолог Барри Шварц взялся за исследование феномена, когда человек удовлетворяется результатом собственного выбора, исходя из того, сколько всего было вариантов. И, правда, чем больше, тем лучше. Но разница в количестве может исчисляться максимум 6-ю вариантами. А затем большое количество на выбор становится трудным и мучительным для человека. И даже после того, когда выбор сделан, человек мучается тем, правильно ли он поступил.
Поэтому если перед вами стоит проблема выбора с большим количеством вариантов, сведите их количество максимум до 6. Если хоть что-то вызывает у вас сомнения, – вычеркивайте. И тогда вы будете удовлетворены своим решением.
Гиперболизация действительности
Для людей свойственно преувеличивать все происходящее, в особенности какие-то плохие ситуации. Мы можем корить себя часами, а то и днями, если где-то опозорились, припоминая все до мельчайших деталей. И, конечно, думаем, что люди будут помнить этот момент до конца жизни.
Давайте будем честны – самый важный человек в вашей жизни – это вы сами. Согласитесь, неудачи других вы не воспринимаете как нечто катастрофическое и уж тем более не помните, кто, где и когда опростоволосился.
Поэтому даже если вы в чем-то с треском провалились, не мучьте себя и идите вперед. Мелкие неудачи не способны испортить репутацию и не станут помехой в будущем.
Эффект Прэтфелла
Данный эффект назван фамилией человека, над которым проводил свое социологическое и психологическое исследование Эллиот Аронсон – доктор философии Стэндфордского университета. Исследование заключалось вот в чем: никому не нравятся идеальные люди, которые стараются всем понравится и не допускают ошибок. Наоборот, люди благосклонны к тем, кто имеет незначительные недостатки, позволяющие «опустить с небес на землю» и воспринимать в качестве равного.
В современном мире это хорошо можно проследить в социальных сетях у знаменитостей, особенно тех, кто выписывает о себе хвалебные оды. В комментариях разрастаются настоящие холивары: «Чего ты добился (добилась), кроме своих песенок?», «Снять с тебя косметику – обычная тетка» и т. п.
Будьте проще, не бойтесь делать ошибки и не в коем случае не пытайтесь стать идеальным. Любой ваш недостаток – особенность, из-за которой к вам тянутся.
Субъективное запоминание
Как правило, человеку свойственно запоминать свои мысли, ассоциации и реакции, а не конкретную вещь. Выходит, что для запоминания чего-то важного необходима максимальная концентрация, погружение в себя и сосредоточивание на своих ощущениях.
Вам наверняка знакомо чувство зачитывания интересной книгой или статьей, когда вы даже не слышите и не видите, что происходит вокруг вас.
Если вам нужно что-то выучить или подготовиться к чему-то важному, минимизируйте все внешние факторы, попросите не тревожить вас. Таким образом, вы потратите меньше времени и усилий, а материал усвоится гораздо лучше.
Эффект Пигмалиона
Ожидания способны формировать реальность, поэтому чем больше мы ожидаем, тем больший результат получаем.
Психолог Роберт Розенталь проводил исследования в школах. Для начала проводились тесты для выявления уровня способностей учеников, а потом из разделили на 2 группы: «средние» и «выше среднего». Далее Розенталь подменил результаты и сказал преподавателям, что «умники» – вполне посредственные, а вот «среднячки» показали потрясающие результаты. Но на самом деле все было совсем наоборот. Как результат, преподаватели стали ставить настоящим «среднячкам» более высокие цели. Ученики прыгнули выше своей головы и оправдали ожидания. А вот «умники» расслабились и стали слабовато выполнять даже простые задания.
Не бойтесь ставить перед собой высоких целей и нереальности их выполнения. Превозмогая себя, вы сделаете больше, чем думаете.