(Доклад для Киевской конференции 2013 г.)
Мысль об этом докладе у меня возникла не случайно, так как сам я считаю сеттинг, более значимым в процессе терапии, чем может показаться. Я намекаю на то, что сеттингу уделяют слишком мало внимания, и этим недооценивают его важность. Поэтому я решил привнести свой вклад, поделиться размышлениями.
Начну, конечно же, с истории, как известно, первым, кто ввел понятие сеттинг, был Зигмунд Фрейд. В психоанализе сеттинг это необходимые условия и ограничения для проведения психотерапевтического процесса.
В буквальном переводе с англ. сеттинг – помещение, установка, обстановка.
Общеизвестные условия сеттинга следующие:
- Время (частота и длительность)
- Пространство (буквальное и символическое)
- Оплата (размер и способ)
Вот собственно и всё, это классика. Кажется, что говорить об этом больше нечего, всё ясно и понятно. Именно поэтому я думаю, что сеттинг недооценен как движущая сила процесса терапии. Чаще всего сеттинг рассматривается лишь как структурная предпосылка, как некий контракт.
Если мы обратим своё внимание, задумаемся о сеттинге, тогда он как бы оживает и приобретает неимоверно большое значение.
Ведь сеттинг можно рассматривать как некую среду, почву, внутри которой и происходит терапия. Именно в этой среде и происходит формирование творческого пространства.
Мне кажется, что ошибочно будет рассматривать сеттинг как пассивную и ригидную опору в терапии. Ведь это именно то, что имеет своё собственное динамическое значение.
Сеттинг живет и дышит, когда становиться частью межличностных отношений. Сеттинг это свод правил, точнее принципов которые управляют процессом. Позволяя терапевтические отношения наполняться безопастностью, доверием, а далее и свободой самовыражения клиента.
Сеттинг есть везде, как некая обусловленность. Есть он и здесь, сейчас. Проявляется в договорённости с организаторами конференции и моей ответственностью быть здесь в определенном месте, в определённое время и что-то определённое делать на протяжении 20мин. Ваша же задача безмолвно меня слушать, делать вид, что вам интересно. То есть, у нас есть контракт, пусть и неявный, но он есть. Этот контракт регулирует процесс, наше поведение. Нарушение этого контракта, неизбежно приведет к беспокойству, раздражению.
Например, я сейчас могу начать рассказывать вам о том, какие большие тыквы выросли на моем огороде, или например, о своей удачной рыбалке на прошлых выходных. Вы же, в свою очередь, можете начать шуметь, кто-то может песню спеть.
Все это означает, что договорённости, могут порождать мощную динамику в отношениях. А ведь нам гештальтистам это и нужно, появляется возможность замечать, осознавать.
Задачей терапевта является не только установление сеттинга, но и работа в таком стиле, который убедительно и постоянно гарантировал бы безопасность.
Вся суть в том, что свод принципов, называемых сеттингом, позволяют процессу проявляться свободно.
Но, все изменчиво, терапия идет, процесс развивается, а сеттинг как бы остаётся таким же, как и вначале. В этом месте, как мне кажется и есть некоторая засада.
Возможно, именно поэтому сеттинг воспринимается как ригидный с жестко фиксированными правилами. И особенно для такого творческого метода как гештальт терапия это не совсем подходит, или просто игнорируется специалистами.
Мне кажется, что подвижным и живым сеттинг сделают условные разделения на принципы и правила.
Принципы (лат, греч) – основополагающая истина, движущая сила лежащая основе других истин.
Интересно, что в Древнем Риме, при военных действиях, тяжело вооруженных воинов, отличавшихся недюжинной силой и мощью, ставили в первой шеренге и называли принципами. Идти напролом на воинов-принципов было подобно самоубийству.
Сегодня, в практической философии, этике, принцип есть норма, правило поведения. Эта норма может быть всеобщей (моральной) и частной.
А вот правила описывают непосредственное действие в рамках соблюдения принципов.
Хорошо бы современное понятие сеттинга рассматривать как свод принципов, внутри которых есть правила. Принципы являются непоколебимыми и ригидными, это мощь и сила, устойчивость психотерапевтического процесса.
Нет этих принципов, нет психотерапии:
- Конфиденциальность
- Пространство и стабильность
- Оплата
- Границы (профессиональная абстененция)
- Неспешность и подозрительность
- Идентичность гештальт терапевта
а) феноменологический подход
б) теория поля (целостность)
в) контакт и граница контакта
г) ответственность (осознаваемость)
Повторяясь, но я уверен, что эти принципы крепость процесса терапии, если какой-то из пунктов неустойчивый по вине терапевта, тогда клиент, чаще всего, будет переживать смешение двух реальностей (терапии и обыденной жизни), что вызывает недоверие.
Если сравнить психотерапию с искусством, тогда любое творение защищено рамкой, сценоaaй, плеaнкой, и любое вмешательство внешней реальности несет в себе угрозу исчезновением. Это я всё ещё о фундаментальных принципах. a
А вот гибкость гештальтиста, творчество может реализовываться в правилах. Правила гибкие, легко пересматриваются, вводятся или убираются по взаимной договорённости с клиентом.
Благодаря неподвижным принципам и живым правилам, в диадных отношениях терапии происходит постоянное развитие цикл контакта.
Например, оплата это принцип, клиент должен оплачивать услуги терапевта. Но в процессе работы этот принцип может дополнять различными правилами, например формой оплаты, или формированием некоторой задолженности.
Или вот, приходит клиент к гештальт терапевту, которого естественно учили обращению – «Я-Ты». Клиент говорит время мне нужно, не могу сразу так на «ты», а терапевт настойчивый такой – «я-ты» и всё.
Я к тому, что гибким быть внутри установленного сеттинга просто необходимо, что-бы отношения терапевтические развивались.
Безопасность, любопытство, сочувствие и подозрительность, это основные характеристики в работе терапевта, а ещё, конечно же, любовь.
Спасибо за внимание, А. Поповский.