Подросткам свойственна чуткая реакция на поведение взрослых. С этим фактом не поспоришь, как и с тем, что подростки быстро усваивают уроки, вынесенные ими из процесса семейного воспитания. Отношения в семье – это, по сути, подготовка ребенка к дальнейшей самостоятельной жизни и первый источник социальных идеалов, которые оказывают влияние на формирование манеры гражданского поведения.
Проблема отношений между родителями и детьми отличается сложностью, а порой и парадоксальностью. Под сложностью подразумевают скрытый, интимный характер человеческих отношений, который не терпит агрессивного «внешнего» вмешательства. Что же до парадоксальности, многие родители не обращают на данную проблему внимания. Игнорирование важной проблемы отношений с детьми в большинстве случаев продиктовано нежеланием родителей налаживать контакт со своими отпрысками, либо же отсутствием источников психолого-педагогической информации.
Чем же определяется проблема отношений между поколениями в семье?
В первую очередь, это нарушение этических и психологических норм, которое может стать причиной неблагополучного развития ребенка. Многообразие отношений между родителями и детьми не раз становилось объектом исследований многих ученых, которые подвергали данную проблему разноаспектному анализу.
Границей подросткового возраста считается обучение в 7-9 классе средней школы. Эти три года – период взросления ребенка, который называют «переходным», «трудным», «критическим». В это время ребенок перестраивается физически, социально и психологически: меняется его самосознание, интересы, нравственные ориентиры и т.д. При этом основной фактор развития личности подростка определяется его социальной активностью, направленной на присоединение к миру взрослых.
В период «переходного» возраста меняются отношения подростка со взрослыми: у него появляются претензии к сфере отношений с родителями и учителями. Подросток требует новых прав, отказывается выполнять категорические указания взрослых и всячески протестует против рамок, ограничивающих его самостоятельность. В этот период развития человек стремится избежать опеки и мелочного контроля, а самолюбие и чувство собственного достоинства становятся болезненными.
То, как будет развиваться личность подростка, во многом определяют взаимоотношения в семье. Ключевым фактором здесь является вовсе не социальное положение. Подросток воспринимает мать и отца в качестве:
- Источника эмоционального тепла и поддержки;
- Директивную инстанцию, власть, которая ответственна за распределение благ, а также систему наказаний и поощрений;
- Образца для подражания, воплощения социальных идеалов;
- Старшего друга и советчика, которому можно доверить все тайны.
Ребенок должен чувствовать присутствие всех вышеупомянутых ипостасей родителей на всех этапах взросления. Вместе с развитием ребенка степень зависимости от родителей уменьшается. Поэтому в подростковом возрасте отношения между родителями и детьми должны перестраиваться. Родители должны сотрудничать с детьми, стать для них лучшими советчиками, но при этом уважать мнение подростка и дать ему возможность проявить себя, стать более самостоятельным.
В чем причина отчуждения детей и родителей
Основой отчуждения в отношениях между родителями и детьми может стать неумение взрослых учитывать изменения, сопутствующие подростковому возрасту. Часто родители не хотят что-либо менять в отношениях, слепо и безрассудно опираясь на формальную власть, используя для убеждения авторитарные методы и принуждение. Неудивительно, что игнорирование равноправного характера взаимоотношений с подростками, нежелание создавать благоприятный морально-психологический климат в семье заканчиваются полным отчуждением ребенка.
Главная причина сложностей в общении и конфликтов – агрессивная родительская опека, чрезмерный контроль поведения, учебы и даже выбора друзей. Конечно, допускать полное отсутствие контроля тоже не стоит, в общении с подростком лучше соблюдать правило золотой середины. Пусть ребенок высказывает свое мнение, принимает некоторые решения самостоятельно, при этом получая родительское одобрение.
Если же родители регулярно указывают ребенку, что делать и какие решения принимать, не прислушиваются к его мнению – возникают ссоры, агрессия или замкнутость. В итоге, родители всячески демонстрируют свое недовольство, считают детей неблагодарными, а дети скрывают подавленность, проявляя еще большую нетерпимость к указаниям и правилам. Помочь родителям наладить отношения с подростками может лишь осознанное отношение к проблеме и поиск компромиссов. Продолжая агрессивно опекать подростка, вы не добьетесь ни взаимопонимания, ни уважения.
Стоит отметить, что инструментом создания благоприятной психологической атмосферы в семье является не только демократичность родителей, но и их общее виденье модели воспитания ребенка. Нередко родители не сходятся во мнениях на счет того, как нужно воспитывать детей.
На этой почве могут возникать конфликты, негативно влияющие на развитие ребенка. И это неудивительно, ведь отсутствие гармонии во взаимоотношениях родителей неминуемо приведет к дисбалансу отношений с ребенком. В таких случаях подросток будет нуждаться в помощи детского психолога, которую родители не в силах ему оказать.
Помощь психолога – это шанс разобраться в себе и разрешить проблемы, которые тревожат подростка, а также направить не полностью сформировавшуюся личность в правильное русло.