История развития психотерапии как науки – часть 4

Предмет, задание и методы психотерапии

Авторы: Седых К. В.,  Завацкая Н. Е.,  Титова Т. Е.  «Основы психотерапии» 2013 год


часть 1часть 2часть 3 – часть 4 – часть 5


часть 4

Способом реализации определенной психотерапевтической модели или направления является метод психотерапии. Понятие «метод» используется в психотерапии в разных значениях: во первых, как определённая техника (гипноз, релаксация, психогимнастика и т.д.); во вторых – как определённые условия, которые способствуют оптимизации достижения психотерапевтических целей (например семейная психотерапия); в третьих – как инструмент, который используется в психотерапевтическом процессе (психотерапевт или группа); в четвёртых – как терапевтические интервенции, которые могут рассматриваться как в параметрах стиля (директивный или не директивный), или в параметрах формы (объяснение, убеждение).

Способ применения того или другого метода психотерапии называется формой психотерапевтического влияния, что подчёркивает «организацию и структуру взаимодействия психотерапевта и клиента в процессе реализации того или иного метода психотерапии». Например, методы рациональной психотерапии могут реализовываться в форме индивидуальной или групповой беседы, лекции; методы психоанализа – в форме анализа сновидений, свободных ассоциаций и т.д. Представители разных направлений психотерапии исходят из разных теоретических положений о личности и особенностей её развития; объектом влияния выбирают разные «психотерапевтические мишени» и фокусируют своё внимание на разных временных аспектах (прошлое-настоящее-будущее); по разному понимают здоровье и патологический процесс. В свою очередь это определяет особенности психотерапевтического процесса и обусловливает: во первых, подбор диагностического инструментария; во вторых, выбор определённых техник и процедур изменения состояния сознания и разрушения патологических связей; в третьих, особенности построения психотерапевтических взаимностей и позицию психотерапевта; в четвёртых, необходимые временные затраты; в пятых – способ определения эффективности психотерапии.

К основным моделям обычно относят медицинскую и психологическую. Соответственно, психотерапевтом может быть специалист (медик или психолог), который получил определённую квалификацию. Хотя не только медики или психологи могут быть психотерапевтами. Приблизительно десять стран Европейского союза создали специальные законы, которые связаны с психотерапией. У некоторых из них обозначена возможность приобретения психотерапевтического образования вместе с психологами и медиками представителям других профессий – социальным работникам, педагогам, физиотерапевтам, социологам, священникам. Согласно Страсбургской декларации (1990), психотерапию обозначено самостоятельной наукой, а психотерапевтическое образование предоставляется специалистам, которые имеют уже подготовку в разнообразных отраслях гуманитарных и социальных науках.

В Украине, не смотря на то, что Украинский Союз Психотерапевтов (УСП) уже больше 15 лет поддерживает мысль Европейской ассоциации Психотерапии (ЕАП) о предоставлении психотерапии независимого статуса, на сегодняшний день не имеет соответствующей законодательной базы. То есть существует юридическая неопределённость статуса специалиста-психотерапевта, что, в свою очередь, и является причиной для постоянных дискуссий о «принадлежании психотерапии к той или иной отрасли – прежде всего медицине или психологии». То есть, на данный момент, психотерапевтом считается человек, который имеет базовую медицинское или психологическое образование и специальную подготовку в одной или нескольких психотерапевтических отраслях. В своей практике психотерапевты опираются на соответствующие научные знания и представления, имеют осознанную стратегию и технологию влияния на клиента (способы влияния отличаются в зависимости от теоретической направленности психотерапевта, принадлежности его к определённому психотерапевтическому направлению), способный описать и объяснить психологические механизмы собственной психотерапевтической деятельности.


часть 1часть 2часть 3 – часть 4 – часть 5