История развития психотерапии как науки – часть 3

Предмет, задание и методы психотерапии

Авторы: Седых К. В.,  Завацкая Н. Е.,  Титова Т. Е.  «Основы психотерапии» 2013 год


часть 1часть 2 – часть 3 – часть 4 часть 5


часть 3

Учёные говорят о существовании разных психотерапевтических моделях. Психотерапевтической моделью является «обособленная форма психотерапии с использованием, в большей степени, базовых понятий и направлений определённой сформированной отрасли знаний (медицина, психология, педагогика, философия, социология). Определяют также разные психотерапевтические направления, которые могут быть квалифицированы за разными критериями. Сегодня официально признанными Европейской ассоциацией психотерапии являются такие направления, как биосинтез, телесно-ориентированная психотерапия, гештальт терапия, гипно-психотерапия, интегративная психотерапия, нейролингвистическое программирование, психо-органический анализ, трансактный анализ, психоанализ, биоэнергетический анализ, позитивная психотерапия, психосинтез, системная семейная психотерапия, психодрама и клиент – центрированная психотерапия.

Отличают также психотерапевтические подходы: директивные, ориентированные на проблему, и не директивные, которые ориентированы на клиента. Так же можно классифицировать направления психотерапии за «каналом», через который происходит взаимодействие с клиентом: вербальный (например психоанализ); телесный (телесно-ориентированная психотерапия); визуальные образы (психосинтез); полимодальный (гештальт-терапия). Выделяют симптоматическую (направленную на работу с симптомом или его группой), и патогенетическую (стремится выявить причину, которая привела к возникновению определённой патологической симптоматики) психотерапию.

Отличают также кратковременную и долговременную, индивидуальную и групповую психотерапию.

Полкинхорн утверждает, что психотерапия, если она проводится высококвалифицированными профессионалами, по своей сути есть постмодернистской практикой, альтернативной академической психологии. Психотерапевты, говорит он, находят полезную для себя информацию в наблюдении за окружающими условиями и используя личные схемы мышления для конструирования корпуса знаний, которые могут найти практическое применение в терапии.

С точки зрения академической психологии, некоторые исследователи, в частности Н. Смит, анализируют психотерапевтические методы как системы, на основании того, где стоит локализировать основу причинности. Соответственно выделяют четыре категории систем: органоцентричные, энвайроцентричные, социоцентричные, нонцентричные.

1. Органоцентричные, здесь основа причинности существует в организме. Для этих систем основной причинной силой является «внутренний» элемент (например, мозг, ум, обработка информации или другой конструкт). Это единственная категория, которая отдаёт приоритет конструкту как причинному условию. То есть, большинство психотерапевтических школ (таких как психоанализ, гештальт терапия, клиент центрированная психотерапия, когнитивная психотерапия) являются органоцентрическими парадигмами.

2. Энвайроцентричные, согласно которым причинность лежит в окружающей среде. Сюда могут относится такие психотерапевтические школы как, например, трансактный анализ, адлерианский анализ, юнингианство, поведенческая психотерапия.

3. Социоцентричные, где причинность находится в социальной группе. К социоцентричным систем относятся социальный конструкционизм, который занимается не столько причинностью, сколько познанием и наративной психотерапией.

4. Нонцентричные, согласно которым причинность не имеет одного истока, но сложена в отношениях или в поле действий. Причинности здесь не уделяется особого внимания. Происходят определённые взаимозависимые события, именно эти события и можно принять за причинность. Соответственно, считается, что единственным заданием научной парадигмы в психотерапии является описание функциональных отношений. Сюда относятся такие школы как системная психотерапия и когнитивно-поведенческая психотерапия.

В итоге, мы имеем четыре варианта того, что вызывает поведение (или на что направлено познание): организм, среда, социальная группа или отношения.


часть 1часть 2 – часть 3 – часть 4 часть 5