История развития психотерапии как науки – часть 2

Предмет, задание и методы психотерапии

Авторы: Седых К. В.,  Завацкая Н. Е.,  Титова Т .Е.  «Основы психотерапии» 2013 год


часть 1 – часть 2 – часть 3часть 4часть 5


часть 2

Такие исследователи психотерапии как А. Приц, Тойфельгард Г. и другие, определяют психотерапию как науку о субъективном. Соответственно, субъекта можно тогда определить объектом психотерапии.

Предметом психотерапии являются психологические проблемы психически здоровых людей, психически нездоровых людей, которые являются преградой их личностному, социальному и духовному развитию и благополучия.

Основной целью психотерапии является уменьшение страданий, в том числе исходящих от болезней, а также способствием разширения идентичности личности и её самореализации. А. Приц говорит, что психотерапия позвана, с одной стороны «с помощью слова и человеческих отношений оказать влияние на переживания и поведение, которые переживаюся как болезненные или как отклонение, а с другой стороны, – понять condition humana, поставить историю страданий человека в такие рамки, которые поддаются познанию».

Обозначенная цель может быть достигнута в процессе решения
следующих заданий:

1. Помощь клиенту в исследовании, осознавании и развязывании личных проблем;

2. Способствование понижения напряжения и эмоционального дискомфорта у клиента, укрепление
    его психического здоровья;

3. Привлечение клиента к пониманию своих переживаний и впоследствии свободное выражение их;

4. Изучение психологических закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного
    взаимодействия для создания основы более эффективного и гармоничного общения с людьми;

5. Обеспечение клиента новыми идеями или информацией о том, как разрешать те или
    иные проблемы;

6. Помощь клиенту в проверке новых способов мышления и поведения
    за границами психотерапевтических ситуации;

7. Способствование процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижения
    оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха.

Описывая черты личности психолога и психотерапевта, Ролло Мей предложил теорию раненого целителя. Он считает, что психологи и психотерапевты лечат других людей с помощью своих личных травм. Психологи, которые стают психотерапевтами,- это люди, которые в детстве должны были стать терапевтами в своих семьях. Благодаря личностной борьбе со своими проблемами у будущих психологов и психотерапевтов развивается эмпатия, креативность и сопереживания относительно других. Ролло Мей находит определённый позитив во всех болезнях (физических или психических), поскольку определённая форма борьбы абсолютно необходима для того, чтобы привести нас к тем глубинам, у которых возникает креативность. Как говорит Джери Каган, профессор из Гарварда, креативность замешана на страданиях подросткового одиночества, на изоляции и даже на физической неполноценности.

Среди требований к психотерапевту очень важным называют аутентичность (греч. аuthentikos – настоящий) – способность быть собой, не менять своей настоящей сущности с взгляда на конъектуру и конгруэнтность (лат. congruentia – соответствие) – способность правильно и точно реагировать на слова и действия клиента, «отзеркаливать» его стремления и намерения.

Также, Лопес О.Г. и Рудей О.А. среди приоритетных заданий психотерапии определяют те, которые, с нашей точки зрения способствуют развитию профессионально важных качеств психотерапевта, его ценностно-смысловой сферы и мировоззрения. К ним относят: формирование психологической, психотерапевтической компетентности у будущих специалистов в сфере актуальных проблем психотерапии; развитие умений предоставления психотерапевтической помощи населению с использованием разнообразных психотерапевтических техник и методов с опорой на контекстуальные и процессуальные положения; формирование психотерапевтической культуры; объяснение заболеваний, недостаточного или искажённого развития, неполной социализации, отсутствия гармонии с собой или миром в психологических понятиях; лечение и предупреждение расстройств здоровья; недоразвития или неполной самореализации, достижение гармонии с собой и миром с помощью психологических влияний.


часть 1 – часть 2 – часть 3часть 4часть 5