Снижение успеваемости

снижение успеваемости в учебеМногие родители сталкиваются со снижением успеваемости ребенка в школе. Это может случиться как в младшем школьном возрасте, так и в подростковый период. Причин тому несколько и с ними мы попытаемся разобраться в этой статье.

Казалось бы, еще в том году ваш сын или дочь были почти отличниками, а теперь все чаще в дневнике проскакивают двойки-тройки, на родительских собраниях вашего ребенка перестали отмечать, как примерного. К сожалению, родители видят причину в самом ребенке и обвиняют, что угодно – компьютер, телевизор, прогулки, но не задумываются, что причины могут быть более существенными.

Несколько типов проблем, которые включают в себя следующие факторы:

  • Наследственность. Вспомните, какие у вас и вашего мужа были оценки по тому или иному предмету, по которому отстает ребенок. Плохо учились по математике? Не можете вспомнить ни одной теоремы по геометрии? Сочинения не ваш конёк? С долей вероятности, что ваш ребенок будет не успевать по тем же предметам. Но ведь есть уроки, по которым он/она успевает. Возможно, эти предметы лягут в основу выбора будущей профессии. А если оценки важны, можно нанять репетитора
  • Чрезмерная стеснительность. Эта проблема посложнее, так как она влияет не только на учебу, но и на другие социальные сферы. Стеснительный ребенок боится, что его вызовут к доске; боится поднять руку, даже когда знает ответ. Как результат, ребенок ни в чем себя не проявляет. В этом случае уже есть повод обратиться к детскому психологу для коррекции поведения, если сами родители не могут выяснить причину.
  • Нестандартность. Такая проблема встречается редко, но все же имеет место быть. Возможно, вашему ребенку стало скучно на уроках, все, что там рассказывают – он знает. А, может, просто ваше дитя имеет нестандартное мышление, которое в школе принимают за странности. Здесь нужен подход со стороны учителей, но для этого родители должны принимать активное участие в жизни между ребенком и школой.
  • Систематические прогулы занятий. Чаще всего эта причина случается в пубертатный период, когда гормоны начинают свое действие. У ученика появляются интересы поважнее, и учеба уходит на второй план. В таком случае родителям важно проявить все свои педагогические и психологические знания, чтобы пресечь бунтаря. Немаловажную роль в таких ситуациях играют классные руководители.
  • Учеба для родителей. В некоторых семьях родители занимают такую позицию, что ребенок обязан быть успешным во всех предметах, а еще успевать в художественную школу и на дополнительные занятия по английскому. Такая учеба «для родителей» часто обретает совершенно другие краски. Ребенок делает все наперекор, прогуливает художку, нарочно не учит предметы. Это протест и он вполне справедлив. Проанализируйте ситуацию, не сильно ли вы давите на ребенка? Хочет ли сын ходить рисовать или это ваши нереализованные желания? Дайте ребенку немного «свежего воздуха» и он сам покажет свои способности.
  • Тяжелая социально-психологическая обстановка в классе, в школе, в отношении с учителями. Эта проблема, пожалуй, одна из наиболее серьезных. К сожалению, дети часто могут молчать о том, что их в школе обзывают, унижают одноклассники. Конфликты с учителями также не редкость. При чем обвинять в этом ребенка не стоит торопиться. Если вы заметили, что успеваемость начала снижаться с появлением новых предметов, с переходом в другой класс – проследите за поведением ребенка. Часто таких детей выдает нервозная жестикуляция, они становятся более забитыми, появляется бессонница, ночные кошмары. Если такие проявления есть, выясните у ребенка, а затем у классного руководителя, в чем заключается причина. Решив конфликт, постарайтесь и в будущем следить за поведением.
  • Здоровье. Болезненные детки, которые часто пропускают уроки, также «плавают» в успеваемости. Причиной также может быть авитаминоз, из-за которого у ребенка упадок сил.
  • Недостаточная мотивация. С этой проблемой часто приходят к психологу. Ребенок без видимой причины скатывается вниз, а все потому, что не видит смысла в учебе. Так случается, когда ребенок переходит в старшую школу. В младших классах родители интересовались оценками, за каждую пятерку хвалили, а дальше вроде как ребенок взрослый. Мы уже говорили о свободе, но у некоторых родителей случаются крайности. В результате чего ребенок также испытывает дискомфорт.

В любом из вышеописанных случаев очень важен контакт родителей с ребенком, а также родителей с учителями. Если причины несерьезны и их можно решив в кругу семьи, переждав момент или объяснив ребенку, что вы недовольны его успеваемостью, тогда повода для беспокойств нет. Если же ребенок не идет на контакт и ведет себя чрезмерно вызывающе или наоборот – застенчиво, тогда приходите всей семьей на консультацию к детскому психологу.